МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОРУМ

Всё о музыке настоящего, прошлого и будущего
Текущее время: 22 сен 2017, 13:57

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 02 янв 2007, 12:53 
Не в сети
Участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 дек 2006, 00:15
Сообщения: 574
Сампоньо (сампонья, сампони) - многоствольная тростниковая флейта Пана. Распространена в регионе, называемом Альтиплано (Перу, Эквадор, Боливия), т.е. на бывшей территории Империи Инков - Тауантинсуйо. Является родственницей молдавского ная, пито жьоеро индейцев мака, русских кугикл, литовского скудачай и др. «Поющий тростник» - так называли сампони древние инки.

Отличие индейской флейты пана в том, что сампони изготавливается не из дерева, а из тростника (похожего по структуре на бамбук), трубки распологаются не только в один ряд, а зачастую и в два ряда. Тембр у сампони более хриплый (особенно на низких нотах) и насыщенный обертонами.

Разновидностей сампоньо очень много. Условно их можно разделить по размерам на три категории (по длине наибольшей трубки):
1) малые - 8-18 см
2) средние - 20-50 см
3) большие - до 120 см

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2009, 17:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 ноя 2009, 15:54
Сообщения: 95
Название флейты Пана происходит от имени древнегреческого бога Пана, атрибутом которого являлся подобный инструмент: древнегреческая его разновидность называлась сиринга (греч. ??????).

Разновидностей панфлейты много: сампоньа (сампоньо, она же сампони, индейская флейта — однорядная или двухрядная); молдавский нэй (най, мускал); русские кугиклы (от «куга» — камыш), они же кувиклы, кувички; грузинская ларчеми (соинари); литовский скудучай; чипсан и полянъяс народа коми и т. д.

Популяризации флейты Пана в современной европейской музыкальной культуре способствовали, главным образом, румынские музыканты — прежде всего, широко гастролирующий начиная с середины 1970-х гг. Георге Замфир.

В последние годы в Румынии организуются Международные фестивали-конкурсы исполнителей классической и народной музыки на флейте Пана. Последний из них — Фестиваль-конкурс «Дух Фаника Лука» состялся 17-19 ноября 2006 в Бухаресте. Большинство призовых мест среди гимназистов, лицеистов и студентов музыкальных учебных заведений, а также взрослых исполнителей, участвующих в конкурсе, заняли представители исполнительной школы Республики Молдова профессора Ион Негура. Среди них самые виртуозные — Штефан Негура и Чезар Чучум.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: НАЙ или ПАНА (PAN FLUTE)
СообщениеДобавлено: 17 дек 2009, 10:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2009, 14:17
Сообщения: 125
Най - древний многотрубчатый музыкальный инструмент, предназначенный для сольного и ансамблевого исполнения. Его ближайшие родственники обитают в странах Европы, Азии, Южной Америки, Океании- одним словом, по всему миру. В России это кугиклы или цевница, в Англии - пенпайо, в Нидерландах и Франции сохранилось название "флейта Пана". В Древней Греции многоствольная флейта звалась сиринкс.
Возникновение подобных инструментов исследователи относят к эпохе неолита, то есть к периоду от 5 до 2 тысяч лет до нашей эры. Именно в те далекие времена первобытный человек, по предположениям ученых, начал осмысливать звуковысотные соотношения, иными словами, стал понимать, что чем длиннее трубка, тем ниже звук, и наоборот, чем трубка короче, тем звук выше. Он сгруппировал несколько трубочек разной высоты, и таким образом на свет появился один из древнейших инструментов.
О флейте Пана говорится в притче Вергилия, жившего в 1 веке до нашей эры. В этой легенде говорится о существовании инструмента, состоящего из семи тростниковых трубок, наименование которого ассоциируется с мифическими персонажами - нимфой Сиринкс и укротителем природы Паном. Козлоногий длиннобородый Пан принимал участие в ночном хороводе нимф, играя на свирели. Увидев юную прекрасную Сиринкс, Пан без памяти влюбился, но нимфа испугалась его вида и обратилась в бегство. Путь ей преградила река. "Что же делать?" -зарыдала юная красавица. И Бог реки внял ее мольбам, спас ее, превратив в тростник. Безутешный Пан не мог забыть Сиринкс и, сидя на берегу, срезал несколько тростинок Затем он скрепил их воском и получилась сладкозвучная флейта, получившая сохранившееся до наших дней название флейта Пана.
Флейты Пана в разных странах отличаются и способом изготовления, и материалом, из которого производятся, и длиной, количеством и диаметром трубок, и способами звукоизвлечения, и многими другими качествами. Непосредственно най является духовым инструментом, состоящим из 22 - 24 цилиндрических трубок, закрепленных на дугообразном кронштейне. Это не обычная конструкция (в других флейтах Пана, трубки, как правило, расположены прямо) и некоторые другие особенности и обеспечивают уникально красивое звучание этого бессарабского инструмента, выделяющее его даже в ряду ближайших родственников. Кстати, помимо родственников у молдавского ная есть и "однофамилец" - среднеазиатский най, поперечная одноствольная флейта, вовсе не похожая на европейского тезку. Разгадка этого странного совпадения кроется, видимо, в древнеперсидском слове "най" обозначающем тростник. Видимо, прапрадед ная, как и свидетельствую древнегреческие легенды, делался из тростника. Нынче же, помимо упоминавшихся уже ветвей бузины, на изготовление молдавского ная идет древесина клена, выдержанный бамбук, иногда красное дерево, а порой и простая пластмасса. Но, конечно же, голоса у всех этих вариантов ная совсем разные. Процесс изготовления ная исключительно кропотлив и требует высокого мастерства. Трубки шлифуются снаружи и внутри, склеиваются специальным клеем и устанавливаются на тщательно подогнанном кронштейне. А затем - таинство, как у скрипок: процесс покрытия лаком. Особые секреты у мастеров и по поводу настройки ная, которая осуществляется при изготовлении. В народной исполнительской практике использовался метод, позволявший на слух подкорректировать звучание ная. Пробки, вводимые в трубки до и после фиксации кронштейна, покрывались воском, толщина которого уточняла высоту звука. В трубку опускался кусочек мягкого воска, который сдавливался до той поры, пока исполнитель не находил нужный тон по слуху. Однако этот способ, помимо того, что не обеспечивал особой точности, ставил исполнителя в зависимость от температурных колебаний.
Нынче регулировка осуществляется специальным поршневым устройством, что обеспечивает большую точность определения высоты воздушного столба. Все эти "хитрости" мастерства и новшества и обеспечивают наю ту необыкновенную окраску голоса, "шелковистое", трогающее за душу звучание.
У ная множество "секретов". Например, при изменении угла наклона из него можно извлечь звуки больше или меньше полутона. Это свойство инструмента, позволяющее преодолевать ограниченность темперированного строя, становится особо ценным при исполнении народной и, в частности, молдавской, румынской музыки, интонация и специфика которой во многом определяются четверичностью. Но разве только родные напевы по силам этому волшебному инструменту? Благодаря своим хроматическим данным, най дает возможность исполнять различные диатонические пассажи, глиссандо в пределах всего диапазона, стаккато, арпеджио, имитировать пение птиц... Теперь, наверное, не покажется удивительным, что своеобразное звучание этого инструмента привлекало внимание многих композиторов - классиков. Первым обратился к наю Моцарт в опере "Волшебная флейта". Римский-Корсаков использовал этот инструмент в третьем действии оперы-балета "Млада". И уж конечно незаменим най для исполнения народных дойн и лирических песен...
В Музее музыкальной культуры имени Глинки в Москве хранится най, сделанный великолепным молдавским мастером Жаном Ильичом Визитиу. Его работу узнают по метке мастера: крайнюю правую трубку изготовленного им ная всегда охватывает полоска чеканки. Тут уж не спутаешь - сделано Визитиу. История жизни этого мастера окутана легендами, уносящими нас к тем незапамятным годам, когда бедный румынский мальчонка попал в качестве казачка в покои внезапно разбогатевшего родственника в самом Париже.
В задачи Жана (так на французский манер назвали мальчика) входило развлекать господских детей. А те, в свою очередь, дали ему особое поручение: целыми днями вместо них играть гаммы и упражнения на скрипке и фортепиано, дабы ввести в заблуждение злую бабушку, из кресла в соседней комнате прислушивающуюся к тому, чтобы внуки неустанно занимались музыкой. Все проходило к общему удовлетворению: Жан, обожавший музыку, получил возможность играть, бабушка, слыша звуки инструментов, была спокойна за музыкальное образование внуков, а внуки тем временем самозабвенно предавались развлечениям, более близким их сердцам. И все бы шло именно так и дальше, но... Как всегда, сказочные события случаются под Новый год. Так ли это было или не так, но говорят, под Новый год в роскошном дворце в Париже собрались друзья и родные, чтобы отметить праздник. Кто-то предложил: "А может, дети сыграют нам? Ведь они так прилежно занимаются..." А занимался-то, оказывается, мальчишка-казачок. Вот он и сыграл. И от его игры на скрипке у всех гостей осталось ощущение глубокого восторга. По счастью, наказывать никого не стали, а Жану позволили продолжить обучение, да еще одна гостья сделала ему королевский подарок: отдала хранившуюся у нее долгие годы роскошную скрипку. Много дорог довелось прошагать по жизни Жану Визитиу с его замечательной скрипкой. Музыка дарила ему много радости, а в трудные часы жизни спасала его. А этих трудных часов, а может, дней, а может, лет выдалось ему немало. По зову души оказался Жан Ильич в родных бессарабских краях, где музыкой пронизан, кажется, сам воздух. Чье сердце не дрогнет от зажигательной молдавской сырбы, кто не восхитится лукавым танцем переница. А инструменты молдавского оркестра! Вот заговорили низкие цимбалы, вот защебетал дивный флуер, а вот раздался таинственный голос ная, похожий на пение волшебной жар-птицы...
Не каждый народ создал такую палитру звуков. И вслушиваясь в молдавские мелодии, которые всегда отличишь в пестром музыкальном венке, трудно поверить, что еще не так уж давно все инструменты, их создающие, пребывали в забытьи. А что, собственно говоря, здесь удивительного? Ведь и балалайка, столь привычно звучащая сейчас по всему миру как олицетворение русской фольклорной музыки, была сравнительно недавно - всего лишь в прошлом веке - возвращена из полнейшего забвения. Великому энтузиасту Василию Андрееву обязана Россия возвращением всего инструментария русского оркестра. То же сделал для молдавской музыки Жан Визитиу.
По крупицам собирал он сведения об инструментах своей родины, реконструировал ветхие, хранившиеся на чердаках свистульки, звенелки, бренчалки. Кое-что пришлось воссоздавать по древним изображениям, что-то - руководствуясь рассказами старых музыкантов. Ну, а где-то и собственная интуиция подсказывала. И вот по городам и весям вновь заговорили на все голоса столь дорогие сердцам многих людей народные инструменты его родины. Конечно, можно и не согласиться со столь важ-ной ролью одного человека в таком большом деле, ну, да сама жизнь все больше убеждает: можно отвергать важнейшую роль личности в истории, только и самой истории без ярких личностей не складывается. Конечно, Жана Визитиу окружали многие, но без его энергии и вдохновения вряд ли что получилось бы так удачно. Удачно- для молдавской музыки. Ну, а для него самого? Ведь все пришлось испытать: и преследования, и непонимание, и самое страшное: предательство учеников. А золотых гор не нажито, дворца в Париже или Кишиневе не построено. Может, кто-то и посочувствует. Но больше- позавидуют. Ибо Жар-птицы парят только над избранными. ..Если вам доведается слушать молдавский оркестр, исполняющий народную музыку, вглядитесь: не блеснет ли под правой рукой музыканта, играющего на нае, медное чеканное кольцо - знак работы выдающегося мастера.

Изображение

Изображение

Сергей Владимирский
"АККОРД", №1, 1996


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 фев 2010, 12:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 02:06
Сообщения: 86
Всё здорово! Картинка - загляденье! Но вот вопрос: где ж достать ПАНочку, у которой "низы" слева? Выучился в своё время на такой :) С Индейскими тростниковыми вариантами проще. А вот европейские деревянные... Думаю HORA должна изготавливать и такие. Может знает кто?

_________________
http://vkontakte.ru/id88811628


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 фев 2010, 16:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 ноя 2009, 15:54
Сообщения: 95
Мне нравятся флейты из Боливии. Все просто, ничего сложного


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 фев 2010, 19:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 02:06
Сообщения: 86
Да! Я с Вами солидарен. Просто в обоих вариантах есть свои плюсы и минусы. Тростник, как очень мягкий материал, более чувствителен к перепадам температуры. Если дно неподвижное (глухое колено), настраиваешь орешками, горохом - это не очень удобно: боишься перевернуть инструмент. Конечно же я говорю о студийной записи и игре в микрофон в большом зале - на улице "живьём" проще. Вот... HORA делает ПАНочки из акации - очень твёрдого дерева, оно куда менее чувствительно к t. Ну и, конечно же, звук разный (глупо говорить что один лучше другого): тростник издаёт мягкий, шипящий, а дерево - более сбитый, плотный, звенящий... Хочется попробовать. Я уж пеленговал мысль купить вариант на картинке выше, расклеить и переставить трубки...

_________________
http://vkontakte.ru/id88811628


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 фев 2010, 14:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2009, 14:17
Сообщения: 125
Интересно, впервые встречаю человека, который решил произвести такую модернизацию.. :) Держите нас в курсе этого процесса, всем очень интересно.. Судя по всему, у Вас громадный опыт игры на флейтах.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 фев 2010, 19:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 02:06
Сообщения: 86
:? Хорошо. Вы тоже имейте ввиду - если попадётся, дадите знать...ок?

_________________
http://vkontakte.ru/id88811628


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 фев 2010, 14:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2009, 14:17
Сообщения: 125
Конечно. но может кто-то еще подскажет по этой теме. Ау...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 мар 2010, 22:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 02:06
Сообщения: 86
Ура!!! :D Я нашёл! http://gibonus.com/Master_Panflute.htm - здесь профессиональные ПАНочки (кстати картинка выше - оттуда) Там можно заказать "long tubes from left-hand on request" Кто желает - айда! Правда цены... для кого флейта - хобби, не купит. Купит тот, для кого Флейта - Путь...

_________________
http://vkontakte.ru/id88811628


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2010, 00:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 02:06
Сообщения: 86
Нашёл еще несколько активных сайтов мастеров, изготавливающих профессиональные ПАНочки, связался с ними и с профессиональными европейскими исполнителями... кому интересно - пишите...

_________________
http://vkontakte.ru/id88811628


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 мар 2010, 16:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 ноя 2009, 15:54
Сообщения: 95
Да, цены хороши....((((

А можно опубликовать ссылки на сайты мастеров-производителей флейт? Очень интересно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 мар 2010, 16:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 02:06
Сообщения: 86
У Марека не только дорогие флейты - есть и концертные варианты 140 евро (я заказал две G и C, жду, как прийдут - расскажу; вообще я заказал их, чтоб попробовать как звучит дерево, - он делает их из клёна, вишни, груши, сливы и чёрного дерева). Европейские мастера-изготовители продают флеты по примерно одинаковым ценам - в среднем 600 евро. Все они работают с бамбуком. И проф исполнители выбирают бамбук. Бамбук, конечно, твёрже тростника, но мягче дерева (вишня по звуку ближе к бамбуку - как сказал мне Марек). Вечером скину адреса европейских мастеров и боливийского магазина с огромнейшим выбором флейт растительного происхождения (сейчас нужно убегать)

_________________
http://vkontakte.ru/id88811628


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 мар 2010, 17:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2009, 14:17
Сообщения: 125
Спасибо, ждем.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 мар 2010, 20:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 02:06
Сообщения: 86
Значит так... Вот боливийский сайт: http://www.boliviamall.com/catalog/musi ... uments.php
Здесь нужно быть внимательным. Цены низкие, товар хороший, но не весь. Я заказывал у них 4 флейты. Для начинающих и для кого флейта - хобби или чуть более того - нормальный вариант (кого заинтересует конкретная флейта, пишите: если смогу опишу на что обратить внимание).
А вот самый большой сайт европейских мастеров: http://www.panflutejedi.com/hall.html Там представлены как иполнители, так и изготовители ПАНочек. С некоторыми я общался, держу связь (опробовав дерево, возможно возьму проф. бамбук. Все дают гарантии на разные сроки (один вообще пожизненную, с правом возврата. но цена у него под 40 000 р :) )
Ещё: http://www.aeromusic.ru/duh_fl3.html
Или: http://www.muztown.ru/catalog/national/panpipes/
Или: http://www.1panflute.com/flutes.php

_________________
http://vkontakte.ru/id88811628


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 мар 2010, 21:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2009, 14:17
Сообщения: 125
Посмотрел, действительно очень интересные ресурсы о флейтах. На досуге изучу все более внимательно.
Боливийский сайт очень информативен. Неудивительно, ведь это почти единственная страна, предлагающаа такое разнообразие экзотических флейт Пана разных моделей.
Спасибо огромное за ссылки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 мар 2010, 23:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 ноя 2009, 15:54
Сообщения: 95
Сайт Боливии шикарный, столько много инструментов разных :roll:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 апр 2010, 14:56 
Не в сети
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2007, 19:35
Сообщения: 246
Откуда: Turkey, Istanbul
Да, тут надолго хватит))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 апр 2010, 17:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2010, 02:06
Сообщения: 86
Не очаровывайтесь сильно... я тоже хотел было умереть в боливийском магазине :D . Но когда получил флейты (среди них -проффессиональную сампони заказывал), поостыл... Видно, что флейту делали на скорую руку, после получения моего заказа. Тростник - не выдержанный, многие трубки просто зелёные. Как правило такой тростник быстро лопается (что и произошло в первый день).Подогнаны друг к другу не плотно (глиссандо играть проблематично). Края не сточены (как на верхней картинке). Т.е. вариант хорош именно для ознакомления, формирования представления об инструменте у новичка. Звук хороший. Неприятно, что при заказе они откликнулись мгновенно... а вот когда я им дважды отсылал письмо с просьбой изготовить флейту с конкретными параметрами... они вообще не ответили. Это, видимо, магазин: флейты они не производят, а просто скупают у мастеров (с некоторыми сотрудничая) региона.

_________________
http://vkontakte.ru/id88811628


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 апр 2010, 22:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2009, 14:17
Сообщения: 125
Я думаю, что это нормально. Ну а где можно найти идеальную флейту? Идеальная флейта, эта та флейта, которую ты любишь и к которой привык. И пусть она такая, какая есть, со всеми ее изъянами. :) Правда ведь?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


cron

@Mail.ru .