МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОРУМ

Всё о музыке настоящего, прошлого и будущего
Текущее время: 18 ноя 2017, 23:29

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Древняя музыка Китая (Ancient China music)
СообщениеДобавлено: 02 ноя 2009, 10:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2009, 14:17
Сообщения: 125
Китайская музыка может быть прослежена до третьего тысячелетия до н.э. Рукописи и инструменты с ранних периодов истории страны не сохранились, однако, это потому что в 212 году до н.э., Ших Гуанг-ти (Shih Huang-ti) из династии Ч'ин заставил все книги и инструменты разрушить, и практика музыки была остановлена. Определенные схемы древней китайской музыки были однако восстановлены. Из первичного значения того факта, что музыка и философия Китая всегда были неразрывно связаны; музыкальная теория и форма были неизменно символичными относительно природы и замечательно устойчивыми через века. Древние китайские гимны были медленными и торжественными и сопровождались очень большими оркестрами. Камерная музыка была также высоко развита. Китайская опера произошла в 14-ом веке, как серьезное и очищенное искусство. В китайской музыке единственный тон имеет большее значение, чем мелодия; тон - важный признак вещества, которое производит его. Следовательно, музыкальные инструменты билы разделены на восемь классов согласно материалам из которых они делались - тыква (sheng); бамбук; дерево (Чу, ударный инструмент в форме корыты); шелк (различные типы цитры, с шелковыми дополнениями); глина (шаровидная флейта); металл (звонок и бубен); камень (звучный, эхоотражающий камень); и кожа (барабан). У музыки, как полагали, были космологические и этические коннотации, сопоставимые с подобными в греческой музыке. Отказ династии и подобное поыедение было продиктовано ее неспособностью найти надлежащий гуанг чанг (huang chung), или тон абсолютного слуха. Гуанг чанг производился бамбуковой трубой, которая примерно звучала как нормальная подача человеческого голоса. Другие трубы были укорочены, их длина имела определенное математическое соотношение. Их тоны были разделены на две группы из шести мужских тонов и шести женских. Это были люс (lus), и их соотношения приблизительно напоминали Пифагорейский цикл пяти. Легенда приписывает их происхождение пению птиц, шесть тонов из птиц мужского пола и шесть из женского пола, и тоны двух наборов всегда сохранялись отдельно друг от друга. Как бы то ни было, Люс не составлял масштаб традиционной музыки, в общем. Масштаб китайской музыки пентатоннический, примерно представляется черными ключами на фортепьяно. Начиная с этого, начинались различные дополнения, которые могли быть получены несколькими способами. Мелодия вокальной музыки ограничена фактором мелодичного сгибания голоса, влияющего на значение слова. Аналогично, количественные ритмы не легко приспосабливаются к китайскому языку. Певцы использовали силлабические символы для пяти примечаний пентатонного масштаба, также, как и те, кто играл на трубах. Те, кто играл на камнях и бубнах и звонках, которые были подстроены к люсу, использующие символы, которые представляли способы подачи люса. Те, кто играл на флейте и цитрах использовали своего рода таблатуру. Ни одна из них не указывала ритм. Политическая и социальная суматоха после Первой мировой войны, Западные (классические и популярные) и японские источники доминировали над китайской музыкой. В настоящее время, Западные понятия гармонии - активно употребляются, но вообще применимы к вокальным жанрам, таким как кантаты и музыкальные драмы. Пекинская Опера поставила многочисленные новые работы с 1949 года, большинство из них на политические темы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 ноя 2009, 16:06 
Не в сети
Участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 дек 2006, 00:15
Сообщения: 574
Древнейшие музыкальные инструменты, найденные на территории Китая, датируются радиоуглеродным методом 5-4 тысячелетиями до н.э. Это разного рода свистульки и костяные дудочки. Самые ранние надписи на гадательных костях эпохи Шан содержат иероглифы ряда музыкальных инструментов (юэци). При археологических раскопках были обнаружены относящиеся к этому времени шаровидные глиняные окарины (сюнь), литофоны (цин), бронзовые колокола (чжун) и другие музыкальные инструменты.

Имеются текстуальные подтверждения значительного увеличения количества музыкальных инструментов в эпоху Чжоу. Упоминаются различные трещотки, скребки, струнные инструменты, флейты, язычковые губные органы и др. В этот период возникает традиционная классификация ба инь (“восемь звуков”) - классификация инструментов по восьми категориям, в зависимости от материала, из которого они изготовлены целиком или существенной частью. Эта классификация была связана с системой ба фэн - “восемь ветров”, соотносимых с направлениями в пространстве. Первое упоминание данной системы в связи с музыкальными инструментами встречается в “Го юй”:

Управление царством подобно музыке. Музыка подчиняется гармонии, а гармония подчиняется миру среди звуков, т. е. звуки предназначены для придания музыке гармонии, а ноты - для установления мира среди звуков. Поэтому инструменты из металла и камня начинают музыку, инструменты из шелка и бамбука исполняют ее, стихи читаются, чтобы выразить чувства, песни поются, чтобы продлить слова стихов, инструменты из тыквы-горлянки распространяют звуки музыки, инструменты из глины помогают им, инструменты из кожи и дерева отбивают такт. Когда каждый инструмент действует как ему предназначено, такое положение называется золотой серединой в музыке. То, что образует золотую середину в музыке, называется звуками, согласованность звуков и поддержка одного звука другим называется гармонией, а когда низкие и высокие звуки не мешают друг другу, это называется миром среди звуков.

Руководствуясь этим, отливают инструменты из металла, шлифуют инструменты из камня, на деревянной основе натягивают шелковые струны, просверливают отверстия в тыкве-горлянке и бамбуке, в зависимости от размеров кожи делают барабаны, так чтобы звучание инструментов совпадало со звуками восьми ветров; поэтому животворное начало не накапливает темных и не рассеивает светлых сил, темные и светлые силы в порядке сменяют друг друга, ветры дуют, а дожди идут своевременно, пышно растут прекрасные хлеба, народ живет в мире и пользуется выгодами, богатства в достатке, что позволяет делать музыкальные инструменты, а высшие и низшие не утомляются; тогда и говорят, что звуки музыки правильны.

Название ветра Материал Важнейшие инструменты
1 Западный (чанхэфэн) металл колокола чжун, до
2 Сев.-западный (бучжоуфэн) камень литофоны цин
3 Северный (гуанмофэн) кожа барабаны я, сян
4 Сев.-восточный (тяофэн) тыква губной орган шэн
5 Восточный (миншуфэн) бамбук флейты сяо, чи
6 Юго-восточный (цинминфэн) дерево трещотка-тигр юй
7 Южный (цзинфэн) шелк цитры цинь, сэ, чжэн
8 Юго-западный (лянфэн) глина окарины сюнь

Изображение

Музыкальный инструмент из набора каменных пластин (Литофон).

Во времена Чжоу самым почитаемым музыкальным инструментом считалась цитра цинь, которая первоначально, вероятно, была пятиструнной, но позже стала семиструнной. Существовала также 26-струнная цитра сэ, которая больше не используется, а вот ее упрощенные вариант, цитра чжэн, пережила времена и особенно популярна на юге Китая.

При династии Хань обширные контакты с кочевыми племенами Центральной Азии привели к появлению в Китае новых музыкальных инструментов. Наиболее важным из них была четырехструнная короткая лютня пипа.

Изображение

Статуэтка девушки, играющей на короткой лютне, которая попала в Китай во 2 в. н.э. из Центральной Азии. Эпоха Суй.

В конце эпохи Вэй в Китае появилась вертикальная арфа кунхоу, которая так и не утвердилась в традиционной китайской музыке и использовалась только иностранными оркестрами при дворах династий Суй и Тан.

В эпоху Тан появились четырехструнная лютня юецинь и четырехструнная плоская лютня саньсянь, на которых играют плектром. В это же время наблюдается наплыв музыкальных инструментов из Центральной Азии, которые использовались в популярной народной музыке. Их общее название - хуцинь, т.е. “варварский цинь”. Самый известный музыкальный инструмент этого семейства - двухструнный эрху, на котором играли с помощью лукообразного бамбукового смычка с продевавшейся между струнами тетивой из конского волоса.

Контакт с западной музыкальной культурой повлек увеличение количества инструментов типа хуцинь - от скрипки до контрабаса.

Барабаны

Барабаны имели в китайской культуре во все периоды ее развития значительно большее значение, чем на Западе. Этот вид музыкальных инструментов применялся в официальных церемониях по случаю наступления дня зимнего солнцестояния и в обрядовых действиях с танцами и пантомимой с целью влияния на погоду и на мир духов. В ночное время ударами в барабаны отбивали часы. С помощью барабанов, стоявших у ворот чиновничьих управ, оповещали о прибытии важных персон.

Изображение

Музыканты, играющее на барабане дутангу, лютне пипа и комбинации барабанов яогу и цзилоугу. Изображение из Дунхуанских пещер. Эпоха Тан.

В оркестровой музыке различные барабаны служили различным целям. Темп задавался обычным барабаном я, а барабан сян использовался как камертон для настройки тональности, в которой музыка должна исполняться. Китайцы по крайней мере во 2 в. до н.э. изготавливали барабаны, которые можно было настраивать на определенную высоту звучания. Делалось это за счет определенного натягивания кожи. Звук барабанов не длится долго, что удобно для подобной настройки по сравнению с колоколами, звук которых затухает медленно и мог бы диссонировать с последующим звучанием оркестра.

Изображение

Настроенный барабан, стоящий у даосского храма и защищенный декоративным навесом.

Губной орган

“Губной орган” (шэн) был создан в Китае в период раннего Чжоу. О нем есть упоминание в “Ши цзине” (“Книга песен”). Он состоит из чашеобразного корпуса-резервуара, изготовленного из тыквы, а позднее из дерева или металла, в который вставлены 13-17 бамбуковых трубок различных длин с проскакивающими бронзовыми язычками, боковыми отверстиями и прорезями для подстройки; сбоку имеет мундштук. Звучание этого инструмента обеспечивается вибрациями язычков. Строй основан на

Изображение

Ученые полагают, что принцип вибрирующего язычка для извлечения звука пришел на Запад из Китая. Таким образом, губной орган шэн - предок всех европейских язычковых музыкальных инструментов - гармоники, фисгармонии, концертино, аккордеона и проч.

В 13 в. изобретенный арабами язычковый орган с мехами попал в Китай и вызвал такой большой интерес, что был переделан под китайскую музыкальную шкалу. Мехи для неязычковых органов применялись еще в Александрии в 1 в. до н.э.

Колокола

Самые старые колокола из обнаруженных археологами в Китае датируются 14 в. до н.э. Как показывают раскопки, до 6 в. до н.э. в Китае изготавливались колокола высотой до 60 см. К 5 в. до н.э. относится колокол с высотой около 180 см. В это же время в других цивилизациях не делали колокола с высотой больше 20 см. Железный колокол, изготовленный в 1079 г. и находящийся ныне в Пиндине в Шаньси, имеет высоту более 2,5 м, что в четыре раза больше, чем высота колоколов, изготавливавшихся в Европе в то же время.

Первые колокола не имели языков. Звук извлекался из них посредством ударов деревянной колотушкой. Вероятно, колокола произошли из металлических совков для зерна или зерновых мер. Было две вида колоколов - чжун, имеющий обычное положение с открытым концом вниз, и до - опрокинутый. Чжун в последствие стал основанием китайских мер.

Изображение

Безязычковый ручной колокол. Эпоха Чжоу. Высота 43 см.

Китайцы умели изготовлять настроенные колокола самое позднее в 6 в. до н.э., и это намного раньше, чем в других цивилизациях. Одной из удивительных особенностей некоторых древних колоколов была их двойная настройка. При ударе в центре или у края такие колокола звучали на разных нотах, интервалы между которыми могли составлять большие и младшие секунды, терции, кварты и младшие сексты.

В 1978 г. во время раскопок гробницы удельного князя И, похороненного в 433 г. до н.э. недалеко от Лэйгудуня (пров. Хубэй), был обнаружен комплект из 64 колоколов, находящихся в отличном состоянии. В соответствии с размерами и высотой звучания весь комплект был разделен на восемь групп с неодинаковым количеством колоколов. Каждый колокол имел двойную настройку. На многих колоколах были иероглифы, указывающие, на какие ноты они настроены. Настройка была достаточно точной, что свидетельствует о высоком уровне развития как и музыкальной теории, так и бронзового литья. Все колокола были укреплены на раме в форме буквы “Г”, состоящей из продольных деревянных брусьев, поддерживаемых шестью подставками в виде бронзовых фигур с мечами.

Изображение

Самый большой набор древних перезвонных колоколов (64 предмета), когда-либо находимых в Китае. Из могилы удельного князя И, похороненного в 433 г. до н.э.

Известно, что колокола применялись в качестве настроечных инструментов - своего рода камертонов. Перед исполнением какого-либо оркестрового музыкального произведения древнекитайские музыканты ударяли в колокол, чтобы задать тональность звучания всего оркестра. Также колокола звучали в концовке музыкального произведения. Неясно, использовались ли колокола как самостоятельные музыкальные инструменты. Препятствием для этого могло служить то, звук колоколов имеет длинный период затухания и при исполнении какой-либо мелодии звуки ближайших нот накладываются друг на друга.

Изображение

Бронзовый эллиптический колокол чунь.

Производство колоколов требовало высокоразвитой технологии. Даже в наше время изготовление колоколов с требуемой настойкой считается весьма трудным делом. Для этого нужно учесть пропорции металлов в сплаве, его необходимое количество, температуру и способ закалки. При отлитии в форму надо правильно рассчитать все размеры и пропорции - диаметр колокола в различных точках, контуры кривых и проч. Даже когда все это соблюдается, изготовленный колокол не обязательно дает требуемую высоту звука. Поэтому после отлива колоколов производится их доводка за счет подпилов в определенных местах. Что касается сохранившихся китайских колоколов, то только на немногих из них имеются признаки подпиливания, то есть они как правило имели правильную настройку сразу после выемки из формы. Это говорит о большом мастерстве литья бронзы и железа в древнем Китае.

Цитра цинь

Китайская цитра гу цинь, или просто цинь, состоит из семи струн (первоначально было пять) и не имеет ладов. Цитра имеет деревянный корпус длиной от 1 до 1,6 м. Струны натягиваются при помощи колков. В древности струны на цине изготавливались из шелка и были достаточно прочными. Количество нитей, из которых сплетались струны, доходило порой до 80. Важен был порядок струн. Считалось, как об этом говорится у Сыма Цяня в “Трактате о музыке”, что звучание каждой струны могло вызвать определенное эмоционально-этическое состояние

Гусли цинь имеют длину 8 чи и 1 цунь, и это правильный размер. Большая струна на них издает тон гун, и, поскольку она помещается в центре инструмента, она подобна господину над остальными струнами. Тон шан издается струной с правой стороны, остальные большие и малые струны идут друг за другом, не нарушая своего порядка и последовательности; в таком случае положение господина и слуги главной и остальных струн будет правильным. Таким образом, слушая мелодию в тоне гун люди становятся кроткими, спокойными и более широкими во взглядах; слушая мелодию в тоне шан, люди становятся прямыми и строгих правил, любящими справедливость; слушая мелодию в тоне цзюэ, люди становятся чувствительными к страданиям других и человеколюбивыми; слушая мелодию в тоне чжи, люди начинают радоваться хорошему и любят оказывать благодеяния; слушая мелодию в тоне юн, люди становятся собранными, соблюдающими порядок и проявляют любовь к обрядам.

Изображение

Гравюра на дереве, изображающая семиструнную китайскую цитру гу цинь. Из корейской энциклопедии “Образцы в музыковедении”, изданной в 1493 г.

Искусство игры на цине в древнем Китае предполагало использование в качестве выразительного средства, сопровождающего развитие мелодической линии, различных тембровых вариаций извлекаемых звуков. В западной музыке не было ничего подобного.

Для изменения тембра звучания струны применялось от 13 до 26 способов извлечения звука, типа щипания, поглаживания или касания струны в разных местах. Утонченность этого искусства была такова, что следовало даже контролировать пульсацию крови в кончике пальца, чтобы его нажим на струну был должной степени.

Изображение

Длинная цитра цинь.

Развитая техника игры на цине в древнем Китае показывает высокое понимание китайцами природы звука как вибрации. В настоящее время известно, что при колебании струны возбуждаются различные гармоники, и на струне имеются как пункты, в которых вибрации этих гармоник отсутствуют, так и мункты, в которых они имеют максимальную амплитуду. Похоже, что игроки на цине знали об этом и использовали данный эффект при выборе точек касания струн, приглушая или, наоборот, акцентируя те или иные гармоники, что, собственно, и вело к изменению тембра.

Игра на цине требовала музыкальной нотации, отличной от обычной. Эта нотация имела форму инструкций, какова должна быть череда соприкосновений пальцев со струнами.

Цитра цинь использовалась и для голосового сопровождения. При этом изменения интонации голоса должны были быть согласованы с изменениями в тембре звучания инструмента.

Цитра цинь была единственным музыкальным инструментом, который благородный муж считал достойным своего внимания. Умение играть на ней полагалось правилом хорошего тона. Сыма Цянь сообщает, что сам Конфуций учился играть на цине, проявляя при том изощренные способности в восприятии мелодий, созданных для этого инструмента:

Конфуции учился у Ши Сяна игре на цине. Прошло десять дней, а он все еще разучивал лишь начальные аккорды. Ши Сян-цзы сказал: “Можно разучивать другую песню, этой Вы уже овладели”. Конфуций ответил: “Я лишь усвоил мелодию, но еще не овладел искусством исполнения”. Через некоторое время Ши Сян-цзы произнес: “Искусством исполнения Вы уже овладели, можно приступать к изучению новой песни”. Конфуций ответил: “Я еще не понял, в чем выразительность ее устремленности”. Прошло еще некоторое время, и Ши Сян-цзы произнес: “Вы уже овладели ее устремленностью, приступайте к разучиванию следующей песни”. Конфуций погрузился в глубокое размышление. Затем очнулся и, взглянув вдаль, радостно сказал: “Я представляю себе этого человека. У него смуглый лик, он высок ростом, взор его устремлен вдаль. Он подобен вану, взирающему на четыре стороны света. Кто, кроме чжоуского Вэнь-вана, мог создать такую песню?” Услышав такое, Ши Сян-цзы поднялся с циновки и дважды поклонился Конфуцию: “Мой учитель говорил, что песнь эта первоначально называлась “Вэнь-ван цао”” .

Источник: http://history.rsuh.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Древний китайский музей
СообщениеДобавлено: 02 ноя 2009, 17:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2009, 14:17
Сообщения: 125
Китайские археологи обнаружили музей музыкальных инструментов, созданных 2 тысячи лет назад, в эпоху династии Хань. Несмотря на почтенный возраст, почти все 150 найденных экспонатов были в хорошем состоянии.

Китайская музыка – одна из древнейших в мире. В ее основе 5-звуковая система (пентатоника), но встречаются мелодические образования, построенные на 7-ступенчатых ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцин, пипа, хуцинь, или эрху, ди, шэн, разнообразные флейты.

Ранний памятник китайской музыкальной культуры – книга песен «Шицзин». Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке, занимался собиранием народных песен, Сыма Цянь создал теорию китайских ладов, Хэ Чэнь-Тянь занимался вопросами равномерной темперации и др. Содержание профессиональной китайской музыки определялось придворным церемониалом и религиозным культом.

А самые древние музыкальные инструменты, найденные на территории Китая, датируются радиоуглеродным методом 5-4 тысячелетиями до н.э. Это разного рода свистульки и костяные дудочки. При археологических раскопках были обнаружены относящиеся к этому времени шаровидные глиняные окарины (сюнь), литофоны (цин), бронзовые колокола (чжун) и другие музыкальные инструменты.

Имеются текстовые подтверждения значительного увеличения количества музыкальных инструментов в эпоху Чжоу. Упоминаются различные трещотки, скребки, струнные инструменты, флейты, язычковые губные органы и др. В этот период возникает традиционная классификация ба инь («восемь звуков») – классификация инструментов по восьми категориям, в зависимости от материала, из которого они изготовлены целиком или существенной частью.

Эта классификация была связана с системой ба фэн – «восемь ветров», соотносимых с направлениями в пространстве. Первое упоминание данной системы в связи с музыкальными инструментами встречается в «Го юй»: «Управление [царством] подобно музыке. Музыка подчиняется гармонии, а гармония подчиняется миру среди звуков, т. е. звуки предназначены для придания музыке гармонии, а ноты – для установления мира среди звуков».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 ноя 2009, 12:57 
Не в сети
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2007, 19:35
Сообщения: 246
Откуда: Turkey, Istanbul
Изображение

Оценка Комитета мирового наследия ЮНЕСКО: Китайский струнный инструмент гуцинь, насчитывающий уже 3000-летнюю историю, является одним из самых древних щипковых музыкальных инструментов мира. Он звучит на основе резонанса струн и дерева. Искусство игры на гуцине оказало широкое влияние на музыкальную, эстетическую, социально-культурную и идеологическую историю Китая. Гуцинь является одним из главных представителей традиций и культуры древнего Китая в области музыки.

7 ноября 2003 года китайское искусство игры на гуцине было признано ЮНЕСКО шедевром фольклорного и нематериального наследия человеческой цивилизации. Это уже второй культурный объект Китая после оперы куньцюй, внесенный в мировой список таких шедевров.

Один из бывших руководителей Китая маршал Чжу Дэ как выдающийся военный деятель и стратег известен многим, но мало кто знает, что он был мастером игры на гуцине. Гуцинь – самый древний и самый «чистый» музыкальный инструмент китайской нации. В древности его просто называли «цинь» («музыкальный инструмент»).

По преданию, еще мифический прародитель китайской нации Фу Си и бог-земледелец Шэньнун играли на самодельных музыкальных инструментах. Это был гуцинь. В поздний период эпохи Западная Чжоу (примерно XXI век до н. э. – 771 г. до н. э.) он стал любимым музыкальным инструментом интеллигентов и чиновников. Десятиструнный щипковый инструмент, обнаруженный в провинции Хубэй при раскопках гробницы князя царства Цзэн периода Воюющих царств (475–221 гг. до н. э.), является самым древним гуцинем, дошедшим да наших дней. От нас его отделяет более 2400 лет.

По историческим записям, первые образцы гуциня были пятиструнными. Современные очертания и устройство этого инструмента в большинстве своем оформились в конце Царства Вэй (220–265 гг.) и во время династии Цзинь (265–420 гг.).

Бывают инструменты с 5, 7, 9, 12 и 20 струнами. Наиболее распространенные из них – семиструнные, поэтому гуцинь носит и название «цисяньцинь» (переводится как «музыкальный инструмент с 7 струнами»).

Корпус гуциня делается из тунгового дерева, а его струны – из шелка. Звучание инструмента из таких материалов отличается силой и чистотой. В связи с тем, что на задней стороне корпуса есть два отверстия, гуцинь отличается оригинальным тембром – глубоким, густым и длинным. Неслучайно, что уже более 2000 лет тому назад наши предки высоко оценили яркую выразительность гуциня. Например, в произведении «Хань Фэйцзы» династии Цинь (221–206 гг. до н. э.) описывается случай, который произошел в период Весны и Осени (770–476 гг. до н. э.), когда звук игры мастера на гуцине привлек стаю журавлей.

В период Весны и Осени и период Воюющих царств гуцинь часто использовался как соло, а в ансамблях он занимал второстепенное место. Династия Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) и царство Вэй были важными вехами в истории искусства игры на гуцине. В этот период было создано большое количество произведений для исполнения на этом инструменте. Лучшим их представителем была известная композиция «Гуанлинсань». Золотым веком искусства игры на гуцине стала Династия Тан (618–907 гг.). Благодаря экономическому процветанию и социальной стабильности искусство, и в частности, музыкальное исполнительское, получило небывалое развитие. В периоды династии Сун (960–1279 гг.) и династии Юань (1279–1368 гг.) игра на гуцине вышла из дворцов «на площади» и заимствовало много лучших элементов фольклорной музыки, что привело к обогащению его оригинального стиля. При династиях Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) сформировались различные школы искусства игры на гуцине с ярким локальным колоритом.

В династии Тан появилась специальная нотация для гуциня, созданная из ключевых указателей иероглифов, иероглифов с сокращенными чертами и цифр. Такая система называется сокращенным нотным письмом. Потонкости и научности современные нотные системы, в том числе система нотного стана, не могут заменить нотацию гуциня. До наших дней сохранилось 150 с лишним древних музыкальных произведений для этого инструмента, что является истинным музыкальным сокровищем.

Все в искусстве игры на гуцине – от формы до жанров композиции, от особого нотного письма до сложной техники игры – воплощает высокий уровень китайского музыкального искусства. Музыка гуциня обладает глубоким, свободным и плавным стилем и чарующей художественной силой. Она порождает неуловимое и изменчивое эстетическое чувство, богата по содержанию и лаконична по форме.

Музыка, рождающая дружбу

Искусство игры на гуцине стремится к отражению красоты мысли и высоты души, а не пышности формы. В нем в полной мере воплощается культурная основа древнекитайской философии. Это искусство отражает образ жизни интеллигентов древнего Китая, отличавшийся стремлением к блаженству и самосовершенствованию, к душевному удовлетворению и излиянию своих чувств. В этом стремлении заключается чувство любви к природе и единения с ней. Именно поэтому интеллигенты и чиновники древнего Китая рассматривали гуцинь как символ самосовершенствования, счастья семьи, процветания и спокойствия страны. Древний китайский мудрец и философ Конфуций считал, что из четырех навыков искусства, которыми должен владеть интеллигент, – игры на цине, игры в китайские шахматы, каллиграфии и рисования – игра на цине занимает первое место.
Известные древние литераторы Китая, в том числе Сыма Сянжу, Ли Бо и Су Ши, славились также мастерством игры на гуцине. Знаменитый художник современности Чжан Дацянь за свою жизнь собрал большую коллекцию драгоценных гуциней. С гуцинем связано множество рассказов и преданий. Самый известный из них – это история о дружбе между Юй Боя и Чжун Цзыци.

В период Весны и Осени жил музыкант Юй Боя. Однажды он играл на гуцине у реки, и звуки музыки привлекли дровосека Чжун Цзыци. Когда стихли мощные аккорды, дровосек сказал: «Эти звуки величественны, как высокие горы». Когда музыка стала мягкой и свободной, тот сказал: «А теперешние напоминают несмолкаемое журчание потока реки». Юй Боя очень обрадовался, что дровосек хорошо понял его музыку, а ведь раньше никто его игру не понимал. Почувствовав к Чжун Цзыци самые задушевные дружеские чувства, Юй Боя пригласил его распить чайник вина. Они нашли общий язык по многим вопросам и даже вступили в побратимство, условившись о встрече во время Праздника середины осени будущего года. Но на следующий год Юй Боя не смог встретиться с другом, потому что тот скончался от болезни. В сильном горе, музыкант исполнил на гуцине мелодию перед могилой Чжун Цзыи и... сломал инструмент. С горечью он произнес: «Ушел в другой мир единственный человек, который понимал мое искусство, так для кого мне теперь играть?» С тех пор Юй Боя не прикасался к гуциню. Эта история дружбы музыканта и дровосека и сегодня трогает людей.

Искусство игры на гуцине оказало широкое влияние на историю культуры и искусства Китая, а также на мораль, психологию, этику и поведение китайцев. Это, без сомнения, выдающееся достижение китайской культуры.

Научиться игре на гуцине очень сложно, что в какой-то степени затрудняет его популяризацию. В современном обществе этому искусству, как и другим видам искусств, включенным в Список шедевров фольклорного и нематериального наследия человеческой цивилизации, грозит кризис в существовании и развитии.

В конце династии Цин и в годы Китайской Республики (1912–1949 гг.) частые военные действия и резкие социальные преобразования, безусловно, не способствующие развитию искусств, определенная ограниченность самого инструмента, которая выражалась в достаточной сложности овладения исполнительской техникой, привели к тому, что искусство игры на гуцине оказалось на грани исчезновения. После образования КНР в 1949 году китайское правительство организовало работу по изучению, сбору и систематизации распространенных в народе вариантов нотации игры на гуцине для спасения этого искусства. Были записаны на пленки и лазерные диски забытые многими произведения, такие как «Гуанлинсань» и «Юлань». Подготовлена группа музыкантов-исполнителей и музыковедов, изучающих это искусство, что создало основу для дальнейшей его систематизации, исследования и развития. После включения ЮНЕСКО игры на гуцине в Список шедевров фольклорного и нематериального наследия человеческой цивилизации заинтересованные ведомства Китая усилили работу по охране и пропаганде этого искусства. Гуцинь опять входит в моду. Многие молодые родители обратили внимание на этот инструмент, направив детей учиться в специальные музыкальные классы. Можно надеяться, что древнее искусство игры на гуцине встретит новую весну своего развития.

По материалам http://www.rmhb.com.cn


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2009, 11:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 ноя 2009, 12:08
Сообщения: 14
Согласно историческим источникам, в древности насчитывалось около тысячи музыкальных инструментов, из которых примерно половина дошла до наших дней. Самый ранний из них датируется возрастом более 8000 лет.

Традиционные китайские музыкальные инструменты тесно связаны с появлением музыки в Китае. Они символизируют китайскую культуру, и в древности так же были показателями уровня производительности.

Исследователи древности разделяли все инструменты на восемь категорий или "восемь звучаний", согласно материалу, который был взят за основу при изготовлении того или иного инструмента, а именно: метал, камень, струнные, бамбук, высушенная и выдолбленная тыква, глина, кожа и дерево.

Металлические: имеются в виду сделанные из металла инструменты, такие например как гонг и бронзовые барабаны.

Каменные: инструменты из камня, такие как карильон и каменные пластины (своего рода колокола).

Струнные: инструменты со струнами, на которых играют непосредственно пальцами или в специальных напёрстках - маленьких плектрах-ноготках, надетых на пальцы исполнителя или же при помощи смычка, как например на китайской скрипке, 25-струнной горизонтальной арфе и на инструментах с большим количеством струн, подобных цитре.

Бамбуковые: инструменты, преимущественно флейты, сделанные из стебля бамбука, например бамбуковая флейта с восемью отверстиями.

Инструменты из тыквы: духовые инструменты, в которых сосуд из высушенной и выдолбленной тыквы используется в качестве резонатора. К их числу относятся шэн и юй.

Глиняные: сделанные из глины инструменты, такие как сюнь, духовой музыкальный инструмент в форме яйца, размером с кулак, с шестью или меньше отверстиями, и фоу, глиняный ударный инструмент.

Кожаные: инструменты, резонирующая мембрана которых сделана из выделанной кожи животных. К примеру, барабаны и тамтамы.

Деревянные: инструменты, изготовленные преимущественно из дерева. Из них наиболее распространены муюй - "деревянная рыба" (полая деревянная колодка, используемая для выбивания ритма) и ксилофон.

Сюнь (? Xun)

Изображение

Глиняный сюнь - один из древнейших духовых музыкальных инструментов Китая. Археологические исследования показывают, что около 8000 лет назад глиняный сюнь использовался в качестве оружия для охоты. Во время правления Иня династии Шан (17 - 11 вв. до н.э.) сюнь вытачивался из камня, костей животных и слоновой кости. В эпоху династии Чжоу (11в. - 256 г. до н.э.) сюнь стал значимым духовым инструментом в составе китайского оркестра.

Чжэн (? Zheng)

Изображение

История струнного инструмента «чжэн» насчитывает более 2000 лет. Особо популярен он был во времена царства Цинь (221-206 гг. до н.э.) на территории современной Шэньси, поэтому его также называют «цинь чжэн». Согласно древним источникам, первоначально чжэн имел всего пять струн и был сделан из бамбука. При Цинь число струн возросло до десяти, и вместо бамбука стали использовать дерево. После падения династии Тан (618 - 907 гг.) чжэн превратился в 13-струнный инструмент, струны которого натягивались на продолговатый деревянный резонатор. В наши дни по-прежнему можно насладиться благозвучным тоном 13-ти, 14-ти или 16-струнного чжэна, который до сих пор активно используется в Китае как в составе музыкальных ансамблей, так и соло.

Гуцинь (?? Guqin)

Изображение

Гуцинь, семиструнный щипковый инструмент (в какой-то степени напоминающий цитру), был широко распространён в эпоху Чжоу, и часто использовался в игре вместе с другим струнным инструментом «сэ».

Для гуциня характерен узкий и длинный деревянный корпус с 13-ю круглыми метками на поверхности, предназначенными указывать позиции обертонов или мест, где следует располагать пальцы при игре. Вообще говоря, высокие ноты гуциня чисты и благозвучны, средние сильны и отчетливы, его низкое звучание мягко и неуловимо, с ясными и чарующими обертонами.

Звуки верхней тональности «гуцинь» чистые, звонкие, приятны на слух. Звуки средней тональности – громкие, а нижней тональности – нежные и мягкие. Вся прелесть звучания «гуцинь» заключается в переменчивом тембре. Он используется как сольный инструмент, так и в ансамблях и в качестве аккомпанемента пению. В наше время существует более 200 разновидностей техник игры на «гуцинь».

Сона (?? Suona)

Изображение

Повсеместно известная как горн или рожок, сона является ещё одним древним духовым инструментом, который достаточно широко используется в различных народных представлениях. Впервые она обрела популярность в Центральном Китае в 16 веке. В фольклорных концертах для духовых и ударных инструментах, а так же в операх, сона часто играет роль "первой скрипки". Звучный и внятный, этот инструмент идеально подходит для исполнения изумительно живых и приятно поражающих слух номеров и часто бывает ведущим инструментом в духовых и оперных оркестрах. Его громкий звук легко различить среди других инструментов. Он так же способен задавать ритм и имитировать щебетание птиц и стрекот насекомых. Сона является по праву незаменимым инструментом для народных празднеств и фестивалей.

Шэн (? Sheng)

Изображение

Шэн - ещё один древний музыкальный инструмент Китая, который издаёт звук благодаря вибрациям язычка. Шэн завоевал себе популярность в эпоху правления династии Чжоу, поскольку часто использовался в качестве аккомпанемента для придворных певцов и танцоров. Позже он обрёл свой путь и среди простого народа. Его можно было услышать на храмовых ярмарках и публичных представлениях.
Шэн состоит из трёх основных частей: язычка, дудок и того, что называется "доуцзы", и может выступать соло, в ансамбле или же аккомпанировать пению. Шэн отличается яркой выразительностью и невероятной грациозностью в смене нот, с чистым, звонким звучанием в верхней тональности и нежным в средней и нижней, он является неотъемлемой частью фольклорных концертов для духовых и ударных инструментов.

Сяо и Ди (? Xiao, ? Di)

Изображение

Сяо - вертикальная бамбуковая флейта, ди - горизонтальная бамбуковая флейта - традиционные духовые инструменты Китая.

История «сяо» насчитывает около 3000 лет, тогда, когда «ди» появилась в Китае во 2 веке до н.э., попав туда из Средней Азии. В своём первоначальном виде сяо напоминала нечто вроде свирели, состоящей из 16-ти бамбуковых дудочек. В наши дни сяо чаще всего можно встретить в форме отдельной флейты. И поскольку такую флейту достаточно легко изготовить, она довольно-таки популярна среди населения. Две самые ранние свирели, датируемые периодом Борющихся Царств (475 - 221гг. до р.х.), были обнаружены в захоронении правителя Цзэн в уезде Суйсянь провинции Хубэй в 1978 г. Каждая из них состоит из 13-ти прекрасно сохранившихся бамбуковых дудочек, связанных вместе по порядку убывания их длины. Мягкое и элегантное звучание сяо идеально подходит для соло, а так же для игры в составе ансамбля, чтобы выразить глубокие проникновенные чувства в продолжительной, нежной и сентиментальной мелодии.

Пипа (?? Pipa)

Изображение

Пипа, в древности известная как "пипа с изогнутой шейкой", основной щипковый музыкальный инструмент, заимствованный из Месопотамии к концу периода Восточная Хань (25 - 220), и дошедший через Синьцзян и Ганьсу вглубь страны к четвёртому веку. При династиях Суй и Тан (581 - 907) пипа превратилась в основной инструмент. Практически все музыкальные пьесы эпохи Тан (618 - 907) исполнялись на пипе. Универсальный инструмент для соло, ансамблей (из двух и более инструментов) и аккомпанирования, пипа знаменита своей яркой выразительностью и способностью звучать страстно и героически мощно, и в то же время неуловимо тонко и изящно. Используют ее, как и для сольных выступлений, так и в оркестрах.

По данным http://www.abirus.ru/content/564/623/62 ... 3/856.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


cron

@Mail.ru .