МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОРУМ

Всё о музыке настоящего, прошлого и будущего
Текущее время: 23 сен 2017, 02:37

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 02 ноя 2009, 16:16 
Не в сети
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2007, 19:35
Сообщения: 246
Откуда: Turkey, Istanbul
Музыкальным символом евреев-ашкенази, как известно, считается скрипка. Вспомним, хотя бы, как называется самый известный мюзикл на еврейскую тему? Правильно - "Скрипач на крыше". А вот в далекой древности, во времена Иерусалимского Храма, наши предки не знали скрипки. Но у них, разумеется, была своя богатая музыкальная культура. На каких же инструментах играли в те далекие времена?

В Танахе приводится немало случаев, когда евреи отмечали то или иное событие музыкой и танцами. В Псалме 81 говорится: "Пойте Всесильному оплоту нашему; трубите Всесильному [Б-гу] Яакова. Возвысьте пение, дайте тимпан, сладкозвучную арфу с лирой. Трубите в новолуние в рог, в назначенное время праздника нашего". Музыкой выражали и скорбь. Например, в Псалме 137 времени Вавилонского пленения сказано следующее: "У рек Вавилона, так сидели мы и плакали, вспоминая Сион. На ивах, посреди него, повесили мы наши арфы. Ибо там пленившие нас требовали от нас песнопений, а издевавшиеся над нами - веселья: "Спойте нам из песен Сиона!" Как нам петь песнь Б-га на земле чужой?"

Во времена героев Танаха трубные звуки традиционного шофара - рога барана или антилопы - собирали воинов на битву. Считается, что крепостные стены Иерихона рухнули от мощного звучания шофара. В описании Второго Храма, построенного вслед за возвращением евреев из вавилонского плена, содержатся ссылки на оркестр, состоявший из труб, лир и бубнов; сказано также, что парадную одежду первосвященника украшали золотые колокольчики: "Золотой колокольчик и гарант пусть будут по всему подолу мантии, и будет она на Аhaроне во время служения, и слышен будет звук, издаваемый ею, когда будет он входить в Святилище, чтобы предстать перед Б-гом". (Исход, 28:34-35).

Как же выглядели эти музыкальные инструменты, как их держали и как на них играли? К сожалению, наши знания на этот счет очень неполны. Кое-какие отрывочные сведения можно почерпнуть из библейских источников и прочей литературы того времени, но самую ценную информацию, безусловно, содержат сами предметы, найденные при археологических раскопках в Израиле и на территории соседних стран, с которыми в древние времена поддерживались тесные торговые и политические связи.

Почва Эрец-Исраэль совершенно непригодна для сохранения органических материалов, таких как внутренности животных, кожа, дерево, поэтому до наших дней дошли лишь простые по конструкции и наиболее прочные инструменты: цимбалы, колокольчики и трещотки, изготовленные из металла, керамики или кости. Одна из самых интересных находок, продольная флейта I века н. э. (здесь и далее приводятся даты, принятые в академической науке - ред.), была обнаружена в 1975 году при раскопках города Давида в Иерусалиме. Исследователей и музыковедов особенно заинтересовал тот факт, что материалом для этого инструмента послужила передняя нога коровы. Некоторым вспомнилась талмудическая фраза о рогатом звере, который имел "только один голос при жизни, но после смерти получал семь голосов... два рога становились трубами, кости двух ног - флейтами; из шкуры делали барабан, толстая кишка превращалась в струны для арф, а тонкие кишки использовались для цитры (инструмент наподобие гитары)".

Несмотря на такой ограниченный выбор, открытие свитков Мертвого моря и других "портящихся" предметов позволяет надеяться, что в обозримом будущем израильским археологам повезет так же, как их англо-американским коллегам во главе с сэром Леонардом Вулли, которые в 1927 году проводили раскопки в северной Месопотамии. Исследуя царские захоронения в районе древнейшего города Ур, они обнаружили несколько почти безупречно сохранившихся музыкальных лир, относящихся к раннему династическому периоду (XXIX-XXIV вв. до н.э.). На них остались даже декоративные элементы: бычьи головы из ляпис-лазурита и золота. Сейчас эти инструменты находятся в Британском музее.

За неимением лучшего ученым пришлось опираться на художественные изображения музыкантов и их инструментов в виде статуэток или декоративного оформления сотен археологических находок: масляных ламп, ваз, мозаики, фресок, монет и печатей. Однако точное происхождение таких предметов чаще всего остается неизвестным. Кто их изготавливал и кому они принадлежали? Еврейским жителям Эрец-Исраэль, солдатам или странствующим мастеровым? Возможно, их изготовляли в соседних языческих странах.

Музыкальные инструменты изображены также на многочисленных серебряных и бронзовых монетах, спешно отчеканенных при Шимоне Бар-Кохбе в короткий период его побед над римлянами при императоре Адриане (132-135 гг. н.э.). Поскольку гравированные изображения людей еврейской традицией запрещены, эти монеты снабжены другими декоративными элементами, включая музыкальные мотивы, которые имеют, возможно, прямое отношение к тем инструментам, на которых играли в Храме.

Другим важным источником информации являются древние печати. Один уникальный образец, относящийся к VII веку до н.э., принадлежал ныне покойному промышленнику, филантропу и археологу-любителю доктору Реувену Гехту из Хайфы. Эта печать выполнена из коричневой яшмы и своей формой напоминает жука-скарабея. Под изображением асимметричной лиры видна ивритская надпись: "Принадлежит Маадане, дочери Царя".

Печать интересна по двум причинам: на ней, в отличие от всех других известных царских печатей, отсутствует имя монарха и упоминается неизвестная историкам принцесса Маадана. Некоторые исследователи сомневаются в подлинности самой печати: она неожиданно для всех появилась на открытом рынке древностей, причем нашли ее "где-то" в Иерусалиме в ходе нигде не зарегистрированных раскопок. Если же речь идет о подлинной археологической находке, то изображенная на ней лира могла принадлежать кому-нибудь из членов еврейского царского рода, а значит, на аналогичном инструменте, возможно, играл сам царь Давид.

Идея восстановления музыкальных инструментов древности на основе археологических данных была впервые выдвинута в начале 70-х годов основателем и первым директором хайфского Музыкального музея Моше Горали. В последние годы исследования были расширены; их возглавила Нина Бензоор - нынешний хранитель Музея музыки и этнологии в Хайфе. К середине 70-х годов было накоплено достаточно экспонатов для проведения первой выставки, целиком посвященной восстановленным музыкальным инструментам древнего Израиля. Эта передвижная экспозиция побывала затем в Европе, Канаде, США, Таиланде, Новой Зеландии и Австралии.

Немало важных археологических находок в Израиле было использовано для восстановления древних инструментов. Например, образцом для тамбурина или барабана, состоящего из деревянной рамы с натянутой на нее шкурой, послужила изящная керамическая статуэтка девушки, играющей на этом инструменте. Высота фигурки 24 сантиметра; она входит в коллекцию Хайфского музея древнего искусства. Это изделие, относящееся к IX веку до н.э., было обнаружено при раскопках древнего поселения Шикмона, расположенного у подножия горы Кармель. Статуэтка находилась в захоронении; скорее всего, она радовала покойного при жизни, и ее положили рядом с ним, чтобы доставить ему символическое удовольствие.

При восстановлении других инструментов были использованы хорошо известные изображения из других крупнейших музейных коллекций Европы и Ближнего Востока. К примеру, конструкция одной пятиструнной деревянной лиры была разработана на основе барельефа, снятого с дворца Санхерива в Ниневии и хранящегося в Британском музее. На этом барельефе, где видна процессия пленных евреев, трое несут музыкальные инструменты. Прототипами двух труб послужили узкие конические духовые инструменты, изображенные на триумфальной арке Тита в Риме среди других священных предметов, унесенных легионерами из разграбленного и сожженного в 70 году н. э. Иерусалимского Храма.

Важные работы по воссозданию древних инструментов были проведены одиннадцатью израильскими мастерами, каждый из которых специализировался на определенных типах инструментов. Особым мастерством отличился Моше Фрумин из Хайфы, Будучи профессиональным педагогом и стремясь к практическому использованию новых методов преподавания, он сумел накопить ценный опыт работы в местных школах, где сочетал теорию музыки с сельским хозяйством. Под его руководством учащиеся изготавливали духовые и ударные инструменты, используя самостоятельно выращенное простейшее сырье.

Фрумин говорит, что его метод воссоздания древнееврейских музыкальных инструментов основан главным образом на интуиции. Он ставил перед собой сразу три задачи: "Делать работающие инструменты, правильно рассчитывать размеры и применять только такие материалы, которые были доступны нашим предкам". Именно поэтому он изготавливал лиры из сосны и дуба, упоминаемых в Танахе, использовал пчелиный воск вместо современных лаков и варил собственный клей из костей. Тем не менее, Фрумин не уставал повторять, что его методы носят чисто экспериментальный характер. Когда его недавно спросили, как он решал бы те же задачи сегодня, он ответил, что наверняка изучил бы, по крайней мере, еще один источник информации: "Я имею в виду музыкальные инструменты эфиопских евреев "Бета-Исраэль".

Некоторые музыковеды скептически оценивают важность такого предприятия. Одна из них - доктор Батья Байер из Еврейского университета в Иерусалиме, которая внесла большой вклад в изучение древних инструментов, составив, в частности, список всех археологических материалов, найденных в Израиле по этой теме. "Нет сомнений, - подчеркнула она, - что эти инструменты воссоздавались с лучшими намерениями и с большой любовью. Но они представляют собой лишь плод фантазии своих изготовителей. Профессиональному музыканту сразу видно, что на этих инструментах невозможно правильно играть". В качестве примера она привела неверное расположение и крепление струн на лирах, изготовленных хайфскими умельцами. "В большинстве случаев, - отметила Байер, - струны не проходят над декой и поэтому издают слабый дребезжащий звук".

Она отметила также, что хайфские мастера пользуются в своих разработках двумерными, как правило, стилизованными и упрощенными, изображениями подлинных инструментов. Для подкрепления своих слов она сослалась на блекло расписанную вазу Мегиддо (кувшин, предположительно относящийся к той эпохе, когда Мегиддо находился под властью филистимлян). На ней изображен музыкант, играющий на асимметричной лире в окружении сильно стилизованных и схематичных фигур людей и фантастических животных. "Многие из этих фигур просто нелепы, особенно эти люди с какими-то вычурными ногами; почему же мы должны верить, что вид лиры и даже количество струн на ней соответствуют действительности?".

Байер утверждает, что, пока не будут обнаружены убедительные археологические свидетельства в ходе тщательно контролируемых раскопок, всякие попытки восстановления инструментов останутся лишь плодом догадок, которым не место в таком серьезном заведении, как музей. Она возражает против популяризации научных материалов, если это ведет к искажению фактов: "...хотя я знаю, что сухая правда не так привлекательна, как фантазия".

С другой стороны, у нас мало шансов получить когда-нибудь достоверные свидетельства, позволяющие детально воспроизвести внешний вид этих инструментов. Поэтому многие педагоги убеждены, что подобные "компромиссные" поделки выполняют полезную функцию. Будучи представлены рядом с теми археологическими находками, которые вдохновили мастеров на творчество, они помогают увидеть малоизвестные стороны жизни наших далеких предков, пробуждают фантазию зрителя, и он живо представляет себе, как жители древнего Израиля "возносили звуки радости".

По материалам израильского журнала "Ариэль"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 ноя 2010, 22:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 окт 2009, 17:48
Сообщения: 476
Откуда: Иркутск
спасибо за информацию

_________________
Медитации - есть процесс тонкого восприятия всего окружающего мира.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


cron

@Mail.ru .