МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОРУМ

Всё о музыке настоящего, прошлого и будущего
Текущее время: 23 сен 2017, 02:39

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 02 ноя 2009, 17:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2009, 14:17
Сообщения: 125
Шумовые, звенящие, ударные, духовые и струнные инструменты в армянской миниатюре.

Традиционные музыкальные инструменты армян имеют тысячелетнюю историю и известны на Армянском нагорье с древнейших времен. Об этом свидетельствуют обнаруженные при археологических раскопках в Армении и за ее пределами разнообразные материалы, среди которых особое значение имеют музыкальные инструменты. Из них древнейшими находками являются шумовые и звенящие инструменты.

Эти музыкальные инструменты свойственны всем народам мира и возникли в ранние периоды человеческой истории. Найденные в Армении шумовые и звенящие музыкальные инструменты - это бронзовые бубенчики, трещотки, колокола, тарелки, которые датируются II-I тысячелетиями до н.э. Раскопки были произведены в Лчашене, Мецаморе, Кармар блуре и в других археологических памятниках.

О существовании у армян в древности богатого набора музыкальных инструментов много свидетельств содержит армянская средневековая книжная (рукописная) живопись - миниатюра, которая по праву получила международное признание и высоко ценится благодаря как великолепному исполнению, так и своеобразному воспроизведению исторической действительности.

В течение веков по всей исторической Армении, в том числе в Киликии, а также в армянских колониях за рубежом, в многочисленных центрах создания рукописей - монастырях Нораванк, Спитакавор Св.Богоматери, Амрдолу, пустынях Ктуц, Лим (пустынь - это небольшой монастырь, расположенный вдали от мест человеческого проживания, в труднодоступной пустынной местности) - иллюстрировались тысячи рукописных книг, в основном церковного содержания.

В этих миниатюрах определенное место занимают изображения распространенных у армян в древние времена целого ряда музыкальных инструментов. Посредством таких изображений представлены музыкальный инструмент, исполнитель со своим инструментом, а также использующие музыкальный инструмент пастух, танцовщица, гусан, ашуг и т.д. Эти изображения наилучшим образом отражают средневековый быт армян, в частности музыкальный быт, являются одним из самых достоверных и полноценных источников его познания и одновременно дополняют и подтверждают имеющиеся сведения из таких смежных областей, как археология, архитектура, прикладное искусство, относительно традиционных музыкальных инструментов в Армении прошлых времен.

Таким образом, из миниатюр мы узнаем, что в средневековье у нас использовались все виды музыкальных инструментов - ударные, духовые, струнные и их разновидности. Такими инструментами были воронкообразные односторонние барабаны - нагара, литавры, состоящие из двух воронкообразных барабанов с парой колотушек и с шарообразной ударной частью. Этот музыкальный инструмент является одним из средневековых прототипов литавр современного симфонического оркестра.

Употреблялся и бубен, который мы видим на одном из лучших образцов армянской миниатюры, помещенном в Требнике "Чашоц", переписанном по заказу киликийского царя Гетума II. Этот требник, расписанный киликийскими миниатюристами, считается одним из блистательных образцов армянской миниатюры и назван по имени заказчика "Чашоц царя Гутума".

Другой принятый в средневековой Армении одномембранный музыкальный инструмент - дап - в одной из миниатюр изображен в руках женщины, по-видимому, женщины-гусана или вардзак - актрисы, поющей и танцующей на пирах и в общественных местах. Наши предки использовали и двухмембранный цилиндрический барабан, а в качестве сопровождающего танец "ритмического вспомогательного средства" армянские танцовщицы использовали кастаньеты в виде двух деревянных палочек по одной паре для каждой руки. С кастаньетами изображена и Саломея - юная красавица и танцовщица древности.

В средневековье среди армян были приняты и тарелки. Этот звенящий музыкальный инструмент использовали еще армяне-язычники, в частности, во время обрядов, посвященных богине Анаит. Позднее тарелки проникли в ритуал Армянской Апостольской Церкви как "символ ликования" во время самых торжественных церковных празднеств. В настоящее время тарелки в армянских церквах почти не употребляются.

Как известно, тарелки - один из тех особенных музыкальных инструментов, который, имея тысячелетнюю историю, тем не менее, с точки зрения формы, веками оставался неизменным. Необходимо отметить, что в XIX-XX веках создателем хорошо известных в мире качеством звучания так называемых "турецких тарелок" была семья константинопольских армян Зилчянов, которые обладали секретом литья тарелок, передававшимся из поколения в поколение.

На миниатюрах встречается еще один звенящий музыкальный инструмент - кшоц (рипида), который представляет собой украшенную бубенчиками округленную металлическую (обычно серебряную) пластину с длинной деревянной рукояткой. Кшоц озвучивают, вращая его рукоятку горизонтальными кругообразными движениями. Он, как и тарелки, характерен для ритуала Армянской Апостольской Церкви. Примечательно, что данный музыкальный инструмент имеет двенадцать бубенчиков - по числу двенадцати апостолов Иисуса Христа, а округленная пластина украшена гравюрами религиозного содержания, большая часть которых изображает серафимов и херувимов.

На миниатюрах преобладают изображения духовых и струнных музыкальных инструментов, что, по нашему мнению, отражает особое пристрастие армянского народа к мелодическим музыкальным инструментам. В число изображенных на миниатюрах духовых музыкальных инструментов входят рожок, продольная флейта, которая, согласно вардапету Комитасу, является "чисто пастушеским национальным музыкальным инструментом", валторна, коническая короткая труба, длинная труба, которая использовалась в качестве сигнального музыкального инструмента, волынка...

На миниатюрах изображены также щипковые и смычковые струнные музыкальные инструменты, при этом в значительной мере преобладают изображения щипковых, которые представляют все многообразие видов этих инструментов. Так, в средневековой Армении были распространены арфа, канон, инструменты типа саза и другие.

Представление о распространенных в древности у армян музыкальных инструментах мы черпаем также из армянских средневековых литературных трудов. Так, уже в армянском переводе Библии авторы - святые переводчики - свободно использовали ряд названий музыкальных инструментов, хорошо известных в Армении раннего Средневековья: кнар (лира), тавиг (арфа), сринг (продольная флейта), цнцха (тарелки), тмбук (барабан) и др.

Многочисленные и многообразные музыкальные инструменты, в том числе пох (труба), галарапох (валторна), ехджерапох (рожок), госер (литавры), а также инструментальную музыку в различных ее видах как неотъемлемую часть быта армян упоминали в своих трудах Агафангел, Ф.Бузанд, Егише, М.Хоренаци (V в.), Иоанн Мамиконян, Себеос (VII в.) Ованнес Драсханакертци, Григор Нарекаци (X в.), Аристакес Ластивертци, Григор Магистрос (XI в.), Нерсес Шнорали (XII в.), Степанос Орбелян (XIII-XIV вв.) и другие выдающиеся средневековые армянские деятели - историографы, поэты-музыканты.

Автор: Анаит БАГДАСАРЯН, музыковед, кандидат искусствоведения


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 ноя 2010, 21:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 окт 2009, 17:48
Сообщения: 476
Откуда: Иркутск
спасибо за информацию

_________________
Медитации - есть процесс тонкого восприятия всего окружающего мира.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


cron

@Mail.ru .