МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОРУМ

Всё о музыке настоящего, прошлого и будущего
Текущее время: 23 сен 2017, 02:37

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Музыка Узбекистана (Uzbekistan Music)
СообщениеДобавлено: 03 ноя 2009, 12:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен 2008, 23:30
Сообщения: 40
Над городом, перекрывая уличный шум, раздаются трубные призывные звуки карная. Люди спешат, услышав это приглашение на торжество - на свадьбу в махалле, на праздник, а может быть на открытие выставки.

Все знают, что карнай - один из самых старинных узбекских музыкальных инструментов, но мало кто помнит, что в средние века это был военный сигнальный инструмент. На одной из миниатюр 1430 года к рукописи Фирдоуси "Шахнаме" изображена битва, во время которой в одних рядах с воинами идут барабанщики и музыканты, трубящие в длинные карнаи. Длина этого духового мундштучного инструмента без клапанов и вентилей может доходить до трех метров, его цилиндрический корпус с раструбом на конце делают из латуни или меди. Подойдя ближе, начинаем различать дробный ритм дойры и затейливую мелодию сурная. Корпус сурная с широким раструбом искусно выточен из цельного куска абрикосового или тутового дерева, а его металлический штифт изготовлен из серебра. Музыканты одеты в национальные халаты-чапаны, опоясанные платками-белбог, на головах чустские тюбетейки.

История музыкальных инструментов Узбекистана необычайно богата и разнообразна. Пожалуй, самыми древними музыкальными инструментами, дошедшими до наших дней почти без изменений, можно назвать простейшие ударные инструменты, игрой на которых предки современных узбеков сопровождали танцы и песни. Это и неудивительно, ведь важной составляющей узбекской музыкальной культуры является ритм.

Один из древнейших инструментов - кайрок представляет собой две пары плоских шлифованных камней. Под аккомпанемент этих своеобразных кастаньет исполняются старинные хивинские мужские пляски. Другой, почти вышедший из употребления, ударный инструмент - кошик изготавливался из древесины тутовника, абрикоса или арчи и напоминал две пары ложек. Любопытно, что и сегодня в долинах Сурхандарьи женщины сопровождают свои пляски постукиванием изукрашенных деревянных ложек.

Еще один этнографический музыкальный инструмент - занг - в виде браслетов с бубенчиками из латуни или меди надевают на запястья рук и щиколотки танцовщицы, исполняющие древний согдийский танец-пантомиму "занг".

Конечно, самым главным, любимым ударным инструментом у узбеков всегда была дойра. Одна сторона деревянного обруча диаметром до пятидесяти сантиметров затянута кожаной мембраной, а на другой закреплено шестьдесят металлических колечек. Музыкант пальцами обеих рук выбивает дробь по туго натянутой коже, одновременно встряхивая дойру и сопровождая четкие звонкие удары мелодичным звоном. В руках виртуозов-дойристов, исполняющих усуль - ритмическое сопровождение танцев и пения, дойра может издавать нежные, как ветерок звуки, или греметь, как весенний гром. Ну, а если собрались подруги на девичник и затеяли танцы, а дойры нет, то годятся и такие импровизированные инструменты, как металлическое блюдо-лаган или поднос, или кепчик для веяния зерна, на которых можно мастерски выбивать ритм, как на дойре.

Цимбалы - древнейшие из известных в мире струнных ударных музыкальных инструментов, очевидно, стали в средние века прообразом старинного узбекского чанга. На деревянном корпусе в форме трапеции натянуты сорок две треххордные стальные струны, а волнующие звенящие звуки музыканты извлекают, ударяя по струнам двумя тростниковыми или бамбуковыми палочками.

Археологические находки настенных росписей и терракотовых статуэток в раскопах городища Афрасиаб близ Самарканда, в античном Хорезме и в Сурхандарье свидетельствуют о распространении в эпоху эллинизма в Согдиане и Бактрии таких инструментов, как лютня, двойная флейта-авлос, кифара. А на знаменитом фризе I-II века из Айртама, что в двадцати километрах от Термеза, неизвестный художник, живший при дворе вельможи Кушанского царя, изобразил музыкантов, играющих на арфе, флейте, четырехструнной лютне, кимвалах и двухстороннем барабане, напоминающем узбекский национальный барабан рез-нагора.

По Великому шелковому пути, основные маршруты которого пролегали по территории современного Узбекистана, двигались не только торговые караваны, но и на протяжении многих столетий распространялись культурные достижения народов Востока и Запада. Уже в начале нашей эры музыкальная культура и музыкальные инструменты из Западного края, как тогда называли Центральную Азию, пользовались большой популярностью в Китае. Там изучали согдийские ноты, приглашали музыкантов с их необычными инструментами. Из исторических источников известно, что в VII веке согдийцы славились игрой на свирели и лютне при дворе императоров династии Тан.

Очевидно, из Персии в раннем средневековье в Согд попал деревянный духовой инструмент зурна с семью игровыми отверстиями, известный в Узбекистане как сурнай. Этот же инструмент был завезен музыкантами из Чача в Китай и получил там распространение под названием сона. В Хиве издавна существует инструмент буламон, внешне похожий на сурнай. Однако, в отличие от конического канала сурная, воздушный канал буламона - цилиндрический, а в верхний его конец вставляется тростниковая трубочка с надрезанным язычком. Но самый любимый народный духовой инструмент - флейта-най. Звук его, таинственный и нежный, можно сравнить с журчанием горного ручья.

В миниатюрах начала XVI века к "Бобур-наме", поэтической автобиографии узбекского государственного деятеля, поэта и ученого Захириддина Бобура из династии Темуридов, можно найти изображения дойры и арфы, сурная и ная, трехструнного бухарского танбура и двойного барабана кош-нагора, представляющего собой два обожженных глиняных горшка-резонатора, широкие открытые горловины которых затянуты кожаной мембраной. В X-XI веках в Узбекистане необычайную популярность приобрел древний арабский струнный щипковый инструмент уд - модифицированная лютня. Детальное описание этого инструмента, обладающего большим глубоким резонатором, покрытым тонкой декой с маленькими отверстиями, и с короткой шейкой грифа можно встретить в средневековых рукописях, посвященных вопросам теории музыки.

Наравне с удом, одним из самых излюбленных инструментов в Узбекистане более тысячи лет остается рубаб, имеющий две парных и одну дополнительную струну. Его небольшой куполообразный резонатор с кожаной мембраной увенчан изящным длинным грифом. Играют на рубабе, ударяя по струнам специальной пластиной-плектром. Во времена Абу Али Ибн Сино (Авиценны) рубаб считался инструментом влюбленных. В одной из касыд Ибн Сино писал:

Как будто стерлись юности черты,
И словно потерял из виду ты
Возлюбленной жилище, где звучал
Рубаб, и голос милый отвечал.

Другой, известный с давних времен старинный инструмент, тамбур имеет три металлические струны и длинную шейку. Глубокий, завораживающий звук музыкант извлекает плектром, надетым на указательный палец. Пожалуй, самый распространенный щипковый музыкальный инструмент - это дутар, с большим грушевидным корпусом, двумя струнами и грифом, на котором расположено четырнадцать навязанных ладов, позволяющих исполнять на дутаре многоголосные мелодии. В середине тридцатых годов ХХ века в Узбекистане было сконструировано целое семейство оркестровых дутаров.

Многие ученые считают Центральную Азию родиной смычковых струнных инструментов, среди которых такие распространенные у азиатских народов, как сато и кобуз. Но самым древним смычковым инструментом, появившемся на узбекской земле, был гиджак, круглый корпус которого, затянутый кожаной мембраной, традиционно изготавливали из кокосового ореха. Звук гиджака напоминает скрипку, а играют на нем, установив вертикально на колене, с помощью особого смычка-камона.

Замечательным исполнителем на гиджаке был известный узбекский музыкант и композитор середины ХХ века Тохтасын Джалилов, собиратель музыкального фольклора, создавший на основе народных мелодий множество оркестровых произведений. Именем Т.Джалилова назван Узбекский Государственный оркестр народных инструментов, в состав которого входят более полутора десятков видов музыкальных инструментов, известных с древних времен.

Крупнейшие города Узбекистана - Бухара, Хива, Самарканд издавна славились мастерами изготовления музыкальных инструментов. В историю национальной музыки вошли имена мастеров, работавших в XIX - XX веках, таких как усто Умарали и Ташбай Султанов из Ташкента и его ученик Усман Зуфаров, усто Муминбек и усто Хайдар из Коканда. Инструменты, сработанные их руками, давно нашли свое место в музейных экспозициях и частных коллекциях. Их традиции продолжают современные мастера - Б.Алимов, братья Мирзаевы. Уникальные инструменты, выполненные знаменитыми мастерами, можно узнать не только по исключительному тембру звучания, но и по изысканной форме корпуса, любовной отделке тонкой орнаментальной резьбой по драгоценному дереву, инкрустацией из кости и перламутра.

Звуки старинных узбекских инструментов рождают волнующую таинственную музыку Востока.

По данным http://www.sairamtour.com/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Музыка Узбекистана (Uzbekistan Music)
СообщениеДобавлено: 03 ноя 2010, 21:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 окт 2009, 17:48
Сообщения: 476
Откуда: Иркутск
Очень редкая

_________________
Медитации - есть процесс тонкого восприятия всего окружающего мира.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


cron

@Mail.ru .